Дошкольный возраст – примечательная пора, когда лучше всего происходит усвоение социальных норм и правил поведения, а также необходимых знаний.
На протяжении этого периода, родители постоянно сталкиваются с необходимостью заучивания стихотворений: для утренников, для детского сада. Но немногие родители знают, что учить стихи нужно придерживаясь особой методики, чтобы не переусердствовать и не отбить желание у ребенка, чтобы заучивание было легким, прочным и осмысленным.
Многие считают, что стихотворения учатся больше для родителей, родственников или воспитателей. Но это не так. Благодаря обычным стихам можно получить огромную пользу в воспитании будущего поколения.
Польза
1. Развивается связная речь, ведь проговаривать требуется целые предложения внятно и четко. Он узнает новые, неизвестные ему ранее слова и заучивает их.
2. Обогащается словарный запас малыша прилагательными, наречиями, которые тяжело заучиваются в повседневной жизни, а при знакомстве со стихами, усваиваются буквально моментально.
3. Развиваются все виды детской памяти, в том числе слухоречевая память. При правильном заучивании можно добиться полноценного развития произвольного запоминания, а не механического. Таким образом, в памяти ребенка стихотворение будет держаться еще долгое время.
4. Обогащаются знания об окружающем мире, усваиваются новые социальные нормы и правила, разбираются сложные общественные задачи. Малыши знакомится с новыми природными явлениями, местами, названиями.
Общие правила
1. Не стоит заставлять его буквально зазубривать текст. Это приведет к тяжелому запоминанию и быстрому забыванию стихотворения, а в будущем он будет пользоваться только таким способом, что усложнит его обучение в школе.
2. В этом возрасте ни одно стихотворение не учится за один присест. Это стоит запомнить. Лучше разбить текст на несколько абзацев или предложений, и предлагать ему в течение дня их заучивать.
3. Прежде чем приступать к запоминанию стиха, необходимо познакомить с ним ребенка. Для этого можно рассказать об авторе произведения, затем прочитать его, объяснить все незнакомые слова, задать вопросы по стихотворению, прочесть произведение еще раз. И только после этого можно приступать к заучиванию.
4. Обязательно нужно объяснить малышу все незнакомые слова, чтобы избежать бессмысленного заучивания. Важно, чтобы ребенок понял их значение и смог сам объяснить.
5. Вопросы по ходу чтения произведения также обязательны. Но они не должны быть краткими и односложными. Опросы стоит ставить проблемные, требующие развернутых ответов. Это поможет детально разобрать стих, который потом заучивается намного легче.
6. Намного легче и интереснее детям запоминаются стихи, когда они зарисовывают сюжет сами или с помощью взрослого. Для этого на каждое слово или словосочетание вместе с малышом надо подобрать схематичное изображение и зарисовать его схематично. В результате получится графическая схема, по которому, даже самый маленький ребенок сможет повторить практически любое стихотворение.
***
И главное, не требовать невозможного. Следует помнить, что все дети разные и возможности у них тоже разные.