В то время, как искусственный интеллект всё активнее атакует позиции, до сих пор занимаемые человеком, есть смысл задуматься над тем, что вообще это за штука – интеллект. Всё больше людей приходит к выводу, что мыслительная деятельность не может сводиться к простым или даже сложным автоматизмам.
Искусственному интеллекту сегодня доступно многое. Он виртуозно играет в шахматы, управляет производственным процессом, регулирует дорожное движение, пробивает купленный в магазине товар... Однако такой интеллект может совершать лишь автоматические действия разной сложности.
***
Компьютер не может осознать свои действия, понять их смысл, подстроиться к изменившимся условиям внешней среды и видоизменить свою деятельность или освоить новую. Он может неограниченное время работать по заданной программе, даже когда в обществе она потеряет актуальность.
Пушкин и граф Хвостов
Вот, скажем, может ли компьютер сочинять стихи. В наше время существуют программы, позволяющие генерировать несложные тексты, а также зарифмовывать слова и предложения. Компьютер может создавать комплекты из четырёх зарифмованных строчек, объединять такие комплекты в строфы, может даже делить текст на главы и части.
***
Но он не способен с помощью этой формы передавать ту или иную идею, значимую для общества, не может поделиться чувствами и переживаниями (которых, собственно, у него нет), не может с помощью стихотворения чему-то научить читателя, от чего-то предостеречь, дать совет; не способен он написать и просто красивое произведение, имеющее чисто эстетическую ценность. Робот не может создать новаторское, оригинальное стихотворение, которое может чем-то повлиять на публику или хотя бы подстроиться под её нынешние вкусы.
***
В качестве классического примера можно привести пресловутого Пушкина. Он рос в эпоху, когда «возвышенные» и просто серьёзные стихотворения было принято писать тяжеловесным гекзаметром, а четырёхстопным ямбом чаще всего записывались простонародные и пошлые стишки, в том числе матерные, и предназначались они только для потехи «черни».
***
Пушкин совершил новаторский для своего времени шаг: приспособил четырёхстопный ямб под «серьёзную» поэзию, перестал использовать устаревающий гекзаметр, отказался от обилия старославянской лексики, показал, как писать о «высоких» вещах простыми и искренними словами; он ввёл и некий «средний» стиль, совмещающий юмор и назидание, насмешку и грусть, религиозные и эротические мотивы.
***
С помощью своих произведений он передавал публике некий жизненный опыт, а также сделал поэзию особой формой публицистики. Такое кардинальное видоизменение устоявшейся формы и её внутреннего содержания – яркий пример истинно мыслительной работы, невозможной без всестороннего изучения окружающей обстановки и непосредственной вовлечённости в неё.
***
Второй пример – живший в одно время с Пушкиным граф Дмитрий Иванович Хвостов. На протяжении конца восемнадцатого и первой половины девятнадцатого века он писал огромное количество стихотворений, выдержанных в духе давно забытого и разложившегося классицизма – с его гекзаметром, устаревшей лексикой, неактуальными и неуместными идеями.
***
Раз и навсегда усвоив каноны одного стиля (то есть, по сути, программный код), он не пытался его совершенствовать и соотносить с реальностью. На собственные деньги он издавал огромное количество сборников своих стихов; заметив, что их никто не покупает, он чуть ли не насильно всучивал их бесплатно своим друзьям и знакомым (которые использовали эти сборники под различные нужды, в том числе и в качестве туалетной бумаги). Граф Хвостов, выходит, всю свою жизнь занимался тем, что с таким же успехом может делать компьютер. Всё его «творчество» - не мыслительная деятельность, а довольно сложный комплекс автоматизмов.
Всеочищающий прогресс
В обозримом будущем компьютерные технологии будут только развиваться. Это приведёт к своеобразному очищению общества. Многие из тех, кто чрезмерно гордится своим умом, образованностью, профессиональным и социальным успехом, будут разоблачены и посрамлены: весь их интеллект окажется всего лишь набором простых и сложных автоматизмов, которые с гораздо большей эффективностью и скоростью могут производиться компьютером, и все эти успешные люди останутся без работы, потеряют общественный статус, лишатся даже самого необходимого, многим из них грозит смерть от голода и болезней.
***
Более благоприятное будущее ждёт тех, кто задействован в какой-либо собственно мыслительной работе, способен быстро переучиваться, осваивать новые виды деятельности и не увлекается автоматизмами. Они смогут проявить себя там, где машина в принципе не может справиться. Может произойти и некий эстетический прорыв: публика сможет без труда отличать истинное произведение искусства, порождённое человеческим талантом, от грамотной и внешне правильной, но сделанной «на автомате» поделки.